...Передо мной график, испещренный красными и синими штрихами. Это схема класса, где каждому ученику соответствуют синий и красный столбики. Синий отображает отношение одноклассников к конкретному ребенку. Красный называется «жизненная энергия персоны» и демонстрирует интерес того же школьника к другим детям, желание с ними общаться. Показатели располагаются относительно горизонтальной линии, символизирующей полное равнодушие. Если оба столбика тянутся вверх и почти равны по высоте, значит, с этим ребенком все в порядке: его принимают в классе, с ним легко дружить, и он также ровен в общении со всеми. Если же красный столбик тянется вверх, намного опережая синий,— перед нами яркий лидер, который хотел бы владеть вниманием большинства. Вот на графике вспыхивают несколько столбцов огненного цвета: значит, одна социальная группа стремится взять верх над другой. А вот два синих столбика нырнули вниз, под линию равнодушия — перед нами отверженные, дезадаптанты. Хуже всего, когда оба столбца внизу: это «чужак», который и сам отвергает всех. Каждому ребенку — участнику проводимого в классе исследования — вручается специальная инструкция и карточка частоты общения с партнером. Пользуясь условными обозначениями карточки, он отмечает, с кем из товарищей легче или труднее всего общаться, к кому он равнодушен, к кому просто испытывает интерес. Вся работа проходит строго конфиденциально. На основе этих замеров с помощью компьютера и составляется график. Программно-методический комплекс «Социомониторинг» родился 18 лет назад на экспериментальных площадках школ Красноярска под влиянием идей академика, кандидата педагогических наук Виталия Кузьмича Дьяченко и его теории коллективного способа обучения. В 1995 г. проект был поддержан Президентской программой «Дети России» при научном посредничестве доктора медицинских наук, профессора Московского городского психолого-педагогического университета, руководителя отделения ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Н. В. Вострокнутова. В комплексе использованы элементы фундаментальных теорий В. Бехтерева, П. Сорокина, Я. Морено, М. Бахтина, А. Ухтомского… Сейчас в эксперимент вовлечены школы Ярославля, а также около двух десятков учебных заведений Москвы.
Природа феномена школьной дезадаптации — не психологическая, а социальная,— считает автор методики, руководитель лаборатории мониторинга Института развития образования ГОУ Ярославской области Ольга Ефимовна Хабарова.— Ребенок не виноват в том, что он не вписывается в коллектив. Просто его социальные нормы не соответствуют нормам, принятым в данном сообществе детей. И лечить или исправлять его совсем не нужно. Просто сам класс — это зона риска, результат недоработки классного руководителя. Ответственность целиком лежит на взрослых. Именно они должны устанавливать социальные связи с каждым учеником, сглаживать противоречия между детьми, включать их в полезные дела, игры — то есть выстраивать этику общения в классе.
http://sociomonitoring.ru/method