Дети плохие или жестокие, так ли это на самом деле...???

Явление школьной дезадаптации возникает не только потому, что дети «плохие» или «жестокие». Часто этому способствуют сами взрослые. Учительнице просто некогда следить за взаимоотношениями между одноклассниками, она в них не вмешивается, для нее главное — чтобы ученики делали домашние задания, не прогуливали уроки и не хулиганили. Подумаешь, кто-то кого-то обозвал, это же всего лишь дети. А между тем в классе разыгрываются настоящие драмы. Подростки переживают их не менее глубоко в узком школьном мирке, чем взрослые в своем огромном мире. Складываются стихийные социальные группы, ведомые неформальными лидерами, возникают столкновения интересов, конфликты. И, конечно, формируется круг тех, кто ни в одну группировку не вписывается и от этого страдает, и кого психологи называют дезадаптантами.
...Передо мной график, испещренный красными и синими штрихами. Это схема класса, где каждому ученику соответствуют синий и красный столбики. Синий отображает отношение одноклассников к конкретному ребенку. Красный называется «жизненная энергия персоны» и демонстрирует интерес того же школьника к другим детям, желание с ними общаться. Показатели располагаются относительно горизонтальной линии, символизирующей полное равнодушие. Если оба столбика тянутся вверх и почти равны по высоте, значит, с этим ребенком все в порядке: его принимают в классе, с ним легко дружить, и он также ровен в общении со всеми. Если же красный столбик тянется вверх, намного опережая синий,— перед нами яркий лидер, который хотел бы владеть вниманием большинства. Вот на графике вспыхивают несколько столбцов огненного цвета: значит, одна социальная группа стремится взять верх над другой. А вот два синих столбика нырнули вниз, под линию равнодушия — перед нами отверженные, дезадаптанты. Хуже всего, когда оба столбца внизу: это «чужак», который и сам отвергает всех. Каждому ребенку — участнику проводимого в классе исследования — вручается специальная инструкция и карточка частоты общения с партнером. Пользуясь условными обозначениями карточки, он отмечает, с кем из товарищей легче или труднее всего общаться, к кому он равнодушен, к кому просто испытывает интерес. Вся работа проходит строго конфиденциально. На основе этих замеров с помощью компьютера и составляется график. Программно-методический комплекс «Социомониторинг» родился 18 лет назад на экспериментальных площадках школ Красноярска под влиянием идей академика, кандидата педагогических наук Виталия Кузьмича Дьяченко и его теории коллективного способа обучения. В 1995 г. проект был поддержан Президентской программой «Дети России» при научном посредничестве доктора медицинских наук, профессора Московского городского психолого-педагогического университета, руководителя отделения ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Н. В. Вострокнутова. В комплексе использованы элементы фундаментальных теорий В. Бехтерева, П. Сорокина, Я. Морено, М. Бахтина, А. Ухтомского… Сейчас в эксперимент вовлечены школы Ярославля, а также около двух десятков учебных заведений Москвы.
Природа феномена школьной дезадаптации — не психологическая, а социальная,— считает автор методики, руководитель лаборатории мониторинга Института развития образования ГОУ Ярославской области Ольга Ефимовна Хабарова.— Ребенок не виноват в том, что он не вписывается в коллектив. Просто его социальные нормы не соответствуют нормам, принятым в данном сообществе детей. И лечить или исправлять его совсем не нужно. Просто сам класс — это зона риска, результат недоработки классного руководителя. Ответственность целиком лежит на взрослых. Именно они должны устанавливать социальные связи с каждым учеником, сглаживать противоречия между детьми, включать их в полезные дела, игры — то есть выстраивать этику общения в классе.

http://sociomonitoring.ru/method